Пятница, 20 июля 2018
  

Евлахов О. РОМАНС - Полная партитура (Код: bm-ye-112)

Рейтинг:
Не раз замечено на практике, что наилучшим музыкальным тестом для проверки эстетического восприятия мира и душевной тонкости у малолетних детей, поступающих в наш колледж музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской, является романс Ореста Евлахова. На приёмных консультациях кто-либо из учеников виолончельного класса или сам педагог часто исполняет это произведение. Очень интересно наблюдать при этом лица маленьких абитуриентов. Способные и чуткие дети всегда живо реагируют на эту музыку, проявляя волнение и выражая восхищение ею. А наши ученики с огромным удовольствием исполняют романс, сожалея только о том, что он слишком короткий. Всегда хотелось сыграть эту музыку ансамблем виолончелистов, и поэтому, как только появилась возможность его создать, романс О. Евлахова сразу стал первым в репертуарном списке нашего ансамбля, который мы назвали “VIVAT CELLO”.

Может существовать многовариантность изложения музыкального текста романса. Данный музыкальный материал оказался благодатным для аранжировки, так как составляющие его две выразительные мелодии богаты содержанием множества оттенков чувств и настроений. Мы расширили простую трёхчастную форму /A B A/ этого произведения, превратив её в рондальную трёх-пятичастную /A A1 B A2 B1 A3/ и передавая при этом различную эмоциональную окраску темы с помощью динамики и вариационного развития сопровождающих голосов.

Пьеса начинается с того, что первые и вторые голоса звучат в унисон, разделяясь с третьего такта, но при этом оставаясь в согласии между собой (цифра 1). Это первый показ основной темы. Она должна быть исполнена ярко, выразительно, взволнованно. Второе проведение той же темы (цифра 2) – совсем иного характера. Музыка становится трепетной, небесно-возвышенной. Лёгкое пианиссимо всех голосов и удвоение первого голоса в октаву вверх солирующей виолончелью создают эффект неземного, мистического звучания. Цифра 3 начинается с единодушного звучания обоих голосов в среднем динамическом нюансе меццо-форте. Общий характер – приподнято-торжественный, с глубоким внутренним волнением. Это показ второй темы романса, которую следует провести достаточно ярко. Цифра 4 – соло второго голоса, исполняющего основную тему произведения. Первый голос играет волнообразную широкую и напевную тему, сочинённую нами в русском народном стиле, которая является противосложением к основной теме. В цифре 5 в первом голосе проводится вторая тема произведения на pp – трепетно и взволнованно. Второй голос упругим синкопированным ритмом привносит в эту светлую мелодию тревожный оттенок ожидания. Мощное crescendo приводит к цифре 6 – репризе основной темы. Первые шесть тактов она звучит грандиозно, как гимн искусству, с акцентами и динамическими всплесками на ff, с удвоением первого голоса в октаву вверх в исполнении солирующей виолончели. В шестом такте апофеоз внезапно обрывается на сфорцандо, короткая напряжённая цезура, и вдруг неожиданно возникает и льётся кристально чистая, светлая, прозрачная и нежная музыка на pp, которая звучит медленно и проникновенно, как воспоминание о былом, и завершает произведение.

Хочется думать и надеяться, что такая трактовка не нарушает авторский замысел. Таким образом, из желания любоваться этим прекрасным творением мы расширили его в размерах с 25 до 49 тактов. Создавалась аранжировка в расчёте на состав в тот момент нашего виолончельного ансамбля – 11 человек, разделённых на три голоса следующим образом: 5 – первых, 3 – вторых и 3 – третьих. В первом и втором голосе были заняты старшие ученики нашего класса – от четвёртого до восьмого, в третьем голосе – начинающие виолончелисты, которые занимаются второй и третий год. Написан третий голос очень просто, доступно, в виде удвоения баса, заложенного в клавире. Задача маленьких исполнителей – гармонически и тембрально обогатить общее звучание ансамбля. Функции второго голоса таковы: 1) сопровождать тему, идя с ней в согласии или оспаривая её права; 2) когда требуется – солировать, проводя основную тему. Первый голос – главный в ансамбле, исполняющий основную тему, и иногда – противосложение.

Партия фортепиано нами решена следующим образом: цифра 1 не изменена, это авторский вариант; цифра 2 – арпеджированные аккорды правой руки играются на октаву выше, так как это адекватно передаёт задуманный в нюансе пианиссимо характер эфемерного «отзвука в небесах» основной темы; цифра 3 – как в оригинале; цифра 4 – вновь повторяется основная тема с противосложением, и фактура фортепиано меняется – синкопированные аккорды аккомпанемента предвосхищают появляющейся в следующем разделе упругий ритм у вторых виолончелей; цифра 5 – партия фортепиано вновь возвращается к первоначальному изложению. Только в конце, там, где начинается crescendo, арпеджиато постепенно переходят в аккордовую фактуру, и здесь вполне возможна импровизация пианиста, играющего восходящие и нисходящие каскады аккордов, перерастающие в мощные тремоло в кульминации, которая начинается в цифре 6. Как уже было сказано вначале, эта пьеса явилась основой репертуара нашего ансамбля, она была самой первой. Но и позже, когда у нас появились другие замечательные произведения в репертуаре, романс Ореста Евлахова неизменно звучал в каждом концерте, вызывая горячий отклик слушателей. Это одно из любимых произведений нашего ансамбля солистов-виолончелистов “VIVAT CELLO”.

А.В. Смирнов – лауреат премии Президента РФ,
доктор педагогических наук, профессор.

Н.О. Лякина – концертмейстер класса виолончели ГБПОУ г. Москвы
«Колледж музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской».

6 стр.

Формат А4

Производитель: Редакция журнала "Музыкант-Классик"
Цена: 138.48 ₽
плюс доставка
Срок поставки: 5 рабочих дней (доставка до отделения Почты России).
Вес: 0.05 Kg
Количество на складе: Неограничено
Количество: 
Отзыв
Copyright MAXXmarketing GmbH

Доставка заказов осуществляется по РФ транспортной компанией Boxberry и Почтой России.